Даосские праздники

В праздничные дни службы совершаются по особому, торжественному чину, при большом стечении прихожан, паломников и местного населения. Содержание и чинопоследование их, убранство монастыря и облачения служителей культа соответствуют конкретному событию По распространенности даосские праздники условно можно разделить на три группы. К первой относятся общедаосские торжества, которые отмечаются даосами практически всех направлений и ветвей. В целом они составляют основу служебного годичного круга в современном Китае. К ним относятся следующие праздники.

1. Трех начал (саньюань) или трех чиновников (саньгуань). Согласно мифу, Лао Цзы во время нового пришествия в 145 г. передал Чжан Даолину учение, содержащее постулат о том, что вселенная зиждется на трех пневмах (саньци) — сокровенной (сюань), изначальной (юань) и первоначальной (ши) Эти пневмы порождают Небо, Воду и Землю, которые управляются тремя небесными чиновниками. С их культом связаны следующие праздники:

а) Высшего начала — Неба (Небесного чиновника), который приходится на 15-й день 1-го лунного месяца, он известен в народе как Праздник фонарей, завершающий многодневные торжества встречи нового года (Праздника весны),

б) Второго начала — Земли (чиновника Земли) — отмечается в 15-й день 7-го лунного месяца;

в) Третьего начала — Воды (чиновника Воды) — в 15-й день 10-го лунного месяца

2. Трех чистейших (саньцин) — Небесных достопочтенных, персонифицированных образов трех чистейших сфер — нефритовой (юйцин), великой (тайцин) и высшей (шанцин). В даосской космографии, определяющей 36 небесных уровней, им соответствуют Небо Цинвэй (Цинвэйтянь), Небо Дачи (Да читянь) и Небо Юйюй (Юйюйтянь), следующие непосредственно за наивысшим уровнем — Небом великих ло (Да лотянь). В теле человека три чистейших сообразуются с тремя киноварными полями (даньтянь), локализованными соответственно внизу живота, в области солнечного сплетения и в голове. Это основополагающие топографические понятия внутренней алхимии (нэйдань).

С культом трех чистейших связаны общедаосские торжества, отмечающие рождество:

а) Изначального Небесного достопочтенного (Юаньши тяньцзунь) — празднуется в день зимнего солнцестояния;

б) Небесного достопочтенного Дао и Дэ (Даодэ тяньцзунь) — приходится на 15-й день 2-го лунного месяца;

в) Небесного достопочтенного Духовной драгоценности (Линбао тяньцзунь) — отмечается в день летнего солнцестояния.

3. Торжества Пяти Ла (У ла). Круг этих праздничных служб связан с доктринальными представлениями даосов о сложном энергетическом (пневмальном) состоянии единой Вселенной:

а) Ла Неба (Тянь ла) — в 1-й день 1-го лунного месяца;

б) Ла Земли (Ди ла) — в 5-й день 5-го лунного месяца;

в) Ла Дао и Дэ (Даодэ ла) — в 7-й день 7-го лунного месяца;

г) Ла народа (Минсу ла) — в 1-й день 10-го лунного месяца;

д) Ла правителя (Ванхоу ла) — в 8-й день 12-го лунного месяца.

4. Нефритового императора (Юйхуан) — верховного владыки, главы бессмертных, почитаемого в даосизме, особенно на народном уровне, как правителя Неба и Земли, Трех пределов и Десяти сторон света. Встреча Нефритового императора (цзецзя), сходящего с небес, происходит в ночь с 24-го на 25-е число 12-го лунного месяца. Все даосы монастыря коленопреклоненно ожидают его прибытия у входа в Нефритовый зал. Согласно традиционным представлениям, после сошествия на землю, с 25-го дня последнего лунного месяца до 9-го дня 1-го лунного месяца, владыка совершает инспекцию всех ( Поднебесной, вознаграждая достойных и взыскивая с нерадивых. 9-го числа во всех даосских монастырях проводятся торжественные службы, посвященные рождеству Нефритового императора. Считается, что сюда собираются не только жители Поднебесной, но и обитатели Неба — бессмертные. После обеда в тот же день пышным обрядом проводов верховного владыки завершается многодневный круг посвященных ему торжеств.

5. Рождество Матушки — правительницы Запада (Си ванму). Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца. В настоящее время под влиянием народных верований этот образ зачастую ассоциируется с женскими божествами-охранителями и чадоподательницами.

6. Рождество Правителя Востока (Дун вангун). Отмечается в 6-й день 2-го лунного месяца.

7. Рождество божества богатства Цайшэня. Торжества, связанные с его культом, являются самыми популярными и повсеместно распространенными в Китае. В народе встреча Цайшэна традиционно отмечается во время Праздника весны, в 5-й день 1-го лунного месяца. В монастырях дата празднования его памяти — 15-й день 3-го лунного месяца.

8. Рождение бессмертного Гуань Юя — легендарного военачальника периода Троецарствия и покровителя воинства. Празднуется в 13-й день 5-го лунного месяца.

9. Рождение бессмертного Вэньчана — покровителя образования и просвещения. Его культ связан с астральным, что определяет особую торжественность жертвоприношений звездам в 3-й день 2-го лунного месяца. До сих пор в народе живо поверье, что появление на небосводе звезды Вэьчана указывает на рождение в Поднебесной нового яркого таланта.

10. Рождение Истинно-воинствующего (Чжэньу) — даосского бессмертного, усмиряющего нечистых духов и обитателей темного царства. Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца.

11. Рождение Повелителя снадобий (Яован) — даосского бессмертного, покровителя врачевателей. Отмечается в 28-й день 4-го лунного месяца.

12. Рождение основателя даосского учения Тайшан Лаоцзюня — Лао Цзы. Отмечается в 15-й день 2-го лунного месяца.

13. Рождение первого Небесного наставника Чжан Даолина приходится на 15-й день 1-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значителен для даосов школы Правильного единства.

14. Рождение праведника Ван Чуняна — 22-й день 12-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значим для последователей основанной им школы Совершенной истины.

15. Рождение трех владык из рода Мао — основателей маошаньского направления даосизма: Мао Ина — 3-й день 9-го лунного месяца, Мао Гу — 25-й день 6-го лунного месяца и Мао Чжуна — 2-й день 12-го лунного месяца.

16 Двойной девятки. Повсеместно и широко отмечается в народе как праздник урожая, благополучия, просветления. В даосизме эта народная традиция трансформировалась, объединившись с астральным культом. В 9-й день 9-го лунного месяца даосы прославляют девять Великих императоров созвездия Северного Ковша, вершащих судьбы людей.

Будучи общими, для всех даосов, названные праздники в условиях децентрализации даосского социального института и автономии монастырей не равнозначны для разных обителей. Приоритет и торжественность знаменательных дат определяются исторически сложившимися традициями того или иного монастыря.

Вторую группу составляют праздники, присущие только определенной даосской школе или ветви. Например, в столичном Байюньгуане, родовой обители ветви Луньмэн школы Совершенной истины, с особой пышностью празднуется рождение ее основателя — праведника Цю Чанчуня (1148-1227). Торжество продолжается 19 дней. Среди насельников монастыря существует предание, что в ночь с 18-го на 19-й день первого лунного месяца праведник, спускаясь на землю, посещает их обитель. Встреча с ним приносит удачу и счастье.

В третью группу входят местные праздники, которые обусловлены включением в даосизм локальных культов и традиций. Они создают единое культурно-культовое пространство, объединяющее даосов, представителей народных верований и большинство населения независимо от конфессиональной принадлежности. Примерами таких праздников являются торжества в честь бессмертных — покровителей городов (чэнхуан), имеющие яркую социальную окраску. В Пекине это Ян Шушань, в г. Сучжоу пров. Цзянсу — Хуан Се и т.п.